Причины поломки или выхода из строя контакторов или пускателей (на фото реверсивный аппарат ПМЛ 7501)

Причины поломки пускателей.

Основные причины, по которым электромагнитные пускатели выходят из строя. Правильная эксплуатация и регулярные осмотры во многом решают работоспособность изделий

Отличие между пускателем и контактором:
Пускатель – коммутационный аппарат и другие встроенные устройства предназначенные для прямого оперирования трёхфазным электрическим двигателем и его защиты.
Контактор – коммутационное устройство служащее для управления какими-либо сетями, к которым могут быть подключены различные потребители.
 
Отсюда вытекает условие, если контактор содержит три главных контакта, то способен выполнять функцию пускателя – пуск и остановка электродвигателя.
Пускатель более широкое понятие, в его состав могут входить:
  • 1 или 2 контактора (два контактора нужны для реверсирования силовой установки);
  • тепловое реле для защиты от токов перегрузки;
  • дополнительные контакты для реализации электрической блокировки и электрической связи с системами управления и координации;
  • реле времени;
  • защитная оболочка, которая обеспечит необходимую защиту от внешних факторов.
 

Основные причины, способствующие поломкам пускателей

Пропишем важные факторы, влияющие на верную работу пускателя.
 

1. Выход из строя управляющей катушки.

Обязательный атрибут контактора или пускателя – катушка, которая создаёт магнитное поле. Далее это поле наводит электродвижущую силу в сердечнике, которая является источником энергии для смыкания контактов и удерживания их в этом положении.
Для поломки катушки достаточно:
 
1.1.  Подать напряжение из управляющей сети не подходящее номинальному. Например, катушка рассчитана на напряжение 220 вольт переменного тока, а подсоединяют цепь с напряжением 380 вольт.
1.2. На контакты катушки, связанные перемычкой, подаётся электрический ток. Следствие такого хода – короткое замыкание, сгорание контактов катушки управления пускателем.
1.3. Обмотка катушки состоит из медного эмалированного провода (вместо эмали может применяться другая изоляция). Межвитковое замыкание приводит к поломке катушки из-за естественного старения изоляции, превышения рабочих температур.
 

2. Сгорание главных контактов пускателя.

Причин выгорания главных контактов пускателя может быть несколько:
 
2.1. Не верный расчёт нагрузки на пускатель.
Зачастую контакторы задействуются в следующих категориях применения: АС-1, АС-3, АС-4:
  • АС-1 – управление индуктивными и малоиндуктивными сетями (нагревательные приборы, освещение).
  • АС-3 – прямой пуск и остановка электродвигателей без торможения противотоком.
  • АС-4 – оперирование электродвигателем с возможностью его остановки противотоком.
В этих трёх категориях нагрузки различные. Нагрузка возрастает при переходе в следующую категорию применения.
Производители указывают номинальный ток работы в какой-то одной категории применения или нескольких. Учитывайте, что торможение противотоком требует прибавки силы тока ориентировочно на +40%.
2.2. Подключение трёхфазной нагрузки на два силовых и один дополнительный контакт. Дополнительные контакты не рассчитываются на номинальный ток свыше 10А, поэтому такое подключение вызывает сгорание более слабого звена.
2.3. Пониженное напряжение в катушке, из-за чего вырабатывается недостаточная сила для сцепления главных контактов. Возвратные пружины в контакторах могут иметь разную жёсткость, тогда при нехватке удерживающей контакты силы может возникать дребезг или заниженная площадь сцепления главных контактов.
2.4. Со временем (из-за вибрационных нагрузок) слабнет крепление проводников к контактным выводам. Недостаточная площадь соприкосновения вызывает местный перегрев и выход из строя контакта. Здесь следует руководствоваться простым правилом: периодически подкручивать крепления проводников и проверять надёжность крепления самого пускателя.
 

Резюме. Устранение причин, вызывающих поломки в пускателях

Как видно из вышеперечисленного, основным условием поломок является человеческий фактор. Ошибки при монтаже, не верные расчёты, нерегулярные осмотры приводят к поломкам. Цена контактора или пускателя сравнительно не высока, относительно стоимости двигателя и других потребителей электроэнергии. Но не стоит забывать, что сбои в работе пускателей могут катализировать более тяжёлые последствия, чем выход из строя только самого аппарата.
 
Интернет-магазин «Легор» обеспечивает поставки пускателей и контакторов нескольких производителей (НПО «Этал», компании «EKF», «IEK», «General Electric»), актуальные цены, включающие НДС, наличие на складе, ежедневные рейсы 3-4 перевозчика, заводская гарантия на поставляемые изделия.