Схема подключения пускателя к двигателю
В статье представлены электрические схемы подключения магнитного (реверсивного и нереверсивного) пускателя к трёхфазному асинхронному электрическому двигателю, а также электромонтажная схема внутренних соединений в пускателе (на примере электромагнитного пускателя ПМЕ)
Представленные ниже электрические и электромонтажные схемы относятся к электромагнитному пускателю ПМЕ, но применимы для всех воздушных пускателей общего применения похожей конструкции.
В схемах присутствуют тепловые реле. Если защита от перегрузок у вас реализована при помощи других устройств, то из схемы следует удалить само тепловое реле и все его элементы.
Рассматривается схема подключения пускателя к наиболее распространённой силовой установке: трёхфазному асинхронному электрическому двигателю с короткозамкнутым ротором.
В схемах присутствуют тепловые реле. Если защита от перегрузок у вас реализована при помощи других устройств, то из схемы следует удалить само тепловое реле и все его элементы.
Рассматривается схема подключения пускателя к наиболее распространённой силовой установке: трёхфазному асинхронному электрическому двигателю с короткозамкнутым ротором.
Электрическая схема подключения нереверсивного магнитного пускателя
Условные обозначения следующие:
К1, К2 и К3 – главные контакты пускателя (контактора);
С1, С2 и С3 – выводы к электрическому двигателю;
Л1, Л2 и Л3 – выводы на питание от внешней цепи;
К (10-9) – катушка управления пускателем;
К4 (7-8) и К7 (5-6) – замыкающие блок-контакты (или нормально открытые);
К5 (1-2) и К6 (3-4) – размыкающие блок-контакты (или нормально закрытые);
ТРН – обозначение теплового реле;
С и П – кнопки «стоп» и «пуск» соответственно.
При нажатии кнопки «пуск» замыкается цепь и единовременно блок-контакт К4 (7-8) – теперь через него проходит ток на втягивающую катушку. Кнопка «пуск» отходит и не проводит электрический ток.
Электродвигатель можно остановить, утопив кнопку «стоп», либо отключение производится автоматически при помощи контакта ТРН (8-10), в случае возникновения сверхтоков.
Блок-контакт К4 (7-8) гарантирует нулевую защиту – не возможен самопроизвольный запуск силовой установки при восстановлении напряжения, после его внезапного исчезновения.
С1, С2 и С3 – выводы к электрическому двигателю;
Л1, Л2 и Л3 – выводы на питание от внешней цепи;
К (10-9) – катушка управления пускателем;
К4 (7-8) и К7 (5-6) – замыкающие блок-контакты (или нормально открытые);
К5 (1-2) и К6 (3-4) – размыкающие блок-контакты (или нормально закрытые);
ТРН – обозначение теплового реле;
С и П – кнопки «стоп» и «пуск» соответственно.
При нажатии кнопки «пуск» замыкается цепь и единовременно блок-контакт К4 (7-8) – теперь через него проходит ток на втягивающую катушку. Кнопка «пуск» отходит и не проводит электрический ток.
Электродвигатель можно остановить, утопив кнопку «стоп», либо отключение производится автоматически при помощи контакта ТРН (8-10), в случае возникновения сверхтоков.
Блок-контакт К4 (7-8) гарантирует нулевую защиту – не возможен самопроизвольный запуск силовой установки при восстановлении напряжения, после его внезапного исчезновения.
Электрическая схема присоединения реверсивного магнитного пускателя
Представленное видео содержит пояснения к правильному присоединению двух пускателей (для реверсирования двигателя) совместно с тремя кнопками (две кнопки «Пуск» и одна «Стоп»), расположенных на кнопочном посте. Длительность менее 5 минут, за которые автор кратко рассазал о схеме и продемонстрировал работу.
Реверсивный пускатель обязательно снабжается блокировочным устройством (электрическое и / или механическое) для невозможности срабатывания обоих контакторов одновременно, даже при нажатии сразу кнопок «вперёд» и «назад».
На приведенной схеме присутствуют такие обозначения:
КВ (9-10) и КН (9-10) – катушки управления контакторами КВ и КН соответственно;
В, Н и С – кнопки для оперирования электродвигателем (по первым буквам в слове): «вперёд», «назад» и «стоп» соответственно;
С1, С2 и С3 – зажимы на электрический двигатель;
Л1, Л2 и Л3 – зажимы принимающие электрический ток из внешней трёхфазной сети;
КВ (5-6) и КВ (7-8) – замыкающие блок-контакты (или нормально открытые) контактора «вперёд»;
КН (5-6) и КН (7-8) – замыкающие блок-контакты (или нормально открытые) контактора «назад»;
КВ (3-4) и КВ (1-2); КН (3-4) и КН (1-2) – размыкающие блок-контакты (или нормально закрытые) от контакторов «вперёд» и «назад»;
ТРН – тепловое реле или реле перегрузки.
После утопления кнопки «вперёд» от контактора КВ, подаётся напряжение на управляющую катушку. Кнопка «В» отходит, и ток идёт через замыкающий блок-контакт КВ (5-6), единовременно размыкается вспомогательный контакт КВ (2-1), который не даёт включиться второму контактору (электрическая блокировка).
При нажатии кнопки «Н» вступают в работу блок-контакты КН (6-5) и КН (1-2) – первый смыкается, второй размыкается.
Пускатель прекращает своё функционирование после нажатия кнопки «С» или автоматически, под действием контакта теплового реле ТРН.
В, Н и С – кнопки для оперирования электродвигателем (по первым буквам в слове): «вперёд», «назад» и «стоп» соответственно;
С1, С2 и С3 – зажимы на электрический двигатель;
Л1, Л2 и Л3 – зажимы принимающие электрический ток из внешней трёхфазной сети;
КВ (5-6) и КВ (7-8) – замыкающие блок-контакты (или нормально открытые) контактора «вперёд»;
КН (5-6) и КН (7-8) – замыкающие блок-контакты (или нормально открытые) контактора «назад»;
КВ (3-4) и КВ (1-2); КН (3-4) и КН (1-2) – размыкающие блок-контакты (или нормально закрытые) от контакторов «вперёд» и «назад»;
ТРН – тепловое реле или реле перегрузки.
После утопления кнопки «вперёд» от контактора КВ, подаётся напряжение на управляющую катушку. Кнопка «В» отходит, и ток идёт через замыкающий блок-контакт КВ (5-6), единовременно размыкается вспомогательный контакт КВ (2-1), который не даёт включиться второму контактору (электрическая блокировка).
При нажатии кнопки «Н» вступают в работу блок-контакты КН (6-5) и КН (1-2) – первый смыкается, второй размыкается.
Пускатель прекращает своё функционирование после нажатия кнопки «С» или автоматически, под действием контакта теплового реле ТРН.
Электромонтажная схема внутренних соединений в нереверсивном пускателе
К1, К2 и К3 – главные контакты пускателя;
Л1, Л2 и Л3 – выводы на внешний источник тока;
С1, С2 и С3 – зажимы к электрическому двигателю;
ТРН – условное обозначение теплового реле, а также его контакта размыкающего цепь при сверхтоке;
9-10 – втягивающая управляющая катушка;
5-6, 7-8 и 1-2, 3-4 – вспомогательные замыкающие и размыкающие контакты электромагнитного пускателя соответственно.
В случае, когда напряжение катушки не равно напряжению в главной цепи, перемычку Л1 - 9 требуется снять.
Электромонтажная схема внутренних присоединений в реверсивном пускателе
Если напряжение подаваемое к катушкам контакторов не равно напряжению главной сети нужно удалить перемычку между ТРН и главным контактом Л1.
Обозначения на этой схеме такие же, как и на представленных выше.
Список использованной литературы.
Схемы подключения пускателей находятся в данной книге, ссылка на которую находится здесь.